Рынок грузоперевозок 2014 (По итогам полугодия)

рынок грузоперевозок 2014

Рынок грузоперевозок в 2014 году (период январь- апрель) увеличился на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продемонстрировав грузооборот в 1, 648 трлн. тонн-км.

В этой статье мы рассмотрим динамику основных видов транспорта – автомобильного, железнодорожного, воздушного и морского.

Если рассматривать структуру грузооборота, можно сделать вывод, что трубопроводный и железнодорожный транспорт занимают большую долю, что видно на графике.

грузооборот России по видам транспорта в 2014 году

График рассчитан на основе внутренних и международных грузоперевозок.

Такие низкие темпы роста во многом связаны с нестабильной ситуацией на внутреннем рынке и сложной международной обстановкой. Колебания курсов валют, ограничения на торговлю, ухудшение инвестиционного климата и снижение спроса на сырьё в Китае и Европе (из-за снижения темпов роста промышленности) все это отрицательно сказалось на росте индустрии перевозки грузов.

прирост грузооборота во видам транспорта

Авиационный транспорт

По данным Министерства транспорта Российской Федерации и Росавиации, грузооборот авиационного вида транспорта показал рецессию в 6,2%. В то же время ситуация на мировом рынке авиаперевозок показала незначительный рост в 3,2%. На этот показатель повлияла стагнация на рынках развивающихся стран.

В первой половине 2014 года грузооборот составил 1512 млн. тысяч-километров. Общая доля авиационного транспорта в грузообороте России составляет 1%.

грузооборот российского воздушного транспорта в 2014 году

Морской транспорт

Перевозка грузов морским и речным транспортом показало отрицательную динамику и продемонстрировала спад в 16% за период январь-май 2014 года. Это связано с уменьшением доли сырых нефтепродуктов и других сырьевых материалов в общей доле экспорта.

структура грузооборота морского транспорта в 2014 году

Автомобильные грузоперевозки

Рынок грузоперевозок автотранспортом в России за 2 кв. 2014 года показал неутешительный рост в 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это означает, что показатели так и не вышли на докризисный уровень, но и обвала не произошло.

На эту ситуацию, помимо внешних факторов экономики, в значительной степени влияет неопределенная ситуация внутри индустрии грузоперевозок.

Так, транспортным компаниям, которые работают с заказчиком легально, приходится конкурировать с нелегально работающими фирмами. Ситуацию усугубляет отсутствие контроля со стороны государства и ужесточение законодательных норм. В результате, небольшие нелегальные фирмы могут значительно занижать цены в надежде привлечь крупного заказчика, что отражается на качестве предоставляемых услуг.

Ещё одним фактором, который повлиял на показатели рынка автомобильных перевозок грузов – высокие цены на бензин и дизель. Что касается международных перевозок – по итогам первого полугодия импорт сократился на 6%, а экспорт увеличился на 14%.

динамика автомобильных грузоперевозок из РФ

Как мы видим из графика ниже, наибольшая доля импорта из Европы приходится на агрокультурную продукцию, машиностроение и транспортное оборудования, продукты питания и химическую промышленность.

структура экспорта России в страны ЕС в 2014 году

структура импорта России из стран ЕС в 2014 году

Экспорт товаров из РФ в Европу показал рост начиная с февраля 2014 года.

динамика автомобильных грузоперевозок из ЕС в РФ в 2014 году

структура экспорта России в страны ЕС в 2014 году

Железнодорожный транспорт

За первое полугодие 2014 года рынок железнодорожных грузоперевозок вырос на 6% до 1130,9 тонн-км. Доля данного вида транспорта в грузообороте России – значительна и составляет 50%.

Популярность данного вида транспорта связана с низкой стоимостью перевозки, большой грузоподъемностью данного вида транспорта и развитию железнодорожных коммуникаций внутри страны.

Если рассматривать товарную структуру экспорта железной дорогой, можно отметить значительный рост до 56% агропромышленных товаров (преимущественно зерно), нефти до 2,6%, а также промышленного сырья и формовочных материалов на 8,1%. Эта тенденция говорит о том, что увеличилась доля экспортных товаров в сегменте грузоперевозок. Полная картина отображена на графике ниже:

структура грузоперевозок железнодорожным транспортом в 2014 году

К проблемам, влияющим на рост в сегменте железнодорожных перевозок можно отнести – сокращение бюджета в первом полугодии, повышение тарифов, случаи несвоевременной доставки груза из-за простоя транспорта и медленная реакция ОАО “РЖД” на изменения рынка.

Секрет успеха на рынке автомобильных грузоперевозок во 2 квартале 2014 года

Наблюдения за рынком показали, что компании, выбравшие рискованную стратегию роста, как правило оказываются в минусе. С учетом непредсказуемой ситуации развития рецессии как в российской, так и мировой экономике стоит ориентироваться на стабильную и качественную работу.

Если действовать импульсивно, например, взяв большое количество авто в лизинг можно пострадать от случайного скачка рынка – объемы перевозок могут упасть, а расходы на автопарк останутся прежними.

Кроме того, в реалиях 2014-2015 года следует быть более гибким в финансовом плане и сосредоточиться на оптимизации собственных издержек.